В помощь к ГИА/ЕГЭ по истории

Древняя Русь


Декоративно-прикладное искусство и ремесла


1. СКАНЬ.Отделка изделия узором из скрученной проволоки.

2. ЗЕРНЬ. Узор, полученный путем напаивания мелких шариков.

3.ЧЕРНЬ. Создание узора на ювелирных изделиях, путем вытравливания рисунка.

4. ЭМАЛЬ.Получения рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.


Музыка


Музыкальная культура Древней Руси, начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер.

    Но жизнь народной и церковной музыки имела различный характер. Освоение церковной музыки было книжным, оно требовало специальных школ, в то время как народные песни не записывались вплоть до XVIII в. Древние музыкальные крюковые рукописи, сохранившиеся от рубежа XI—XIII вв., красочно свидетельствуют о первом этапе русской профессиональной музыки, и хотя они не поддаются точной расшифровке, но во многом отражают древнюю певческую культуру.

О музыке Древней Руси (IX—XII вв.) рассказывают памятники литературы и искусства — летописи, фрески, иконы.

Наиболее распространенным инструментом были гусли. Византийский историк VII в. Феофилакт пишет о любви северных славян (венедов) к музыке, упоминая изобретенные ими кифары, т. е. гусли. О гуслях как непременной принадлежности скоморохов упоминается в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

   Скоморохи — это русские средневековые актеры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики, музыканты-острословы, исполнители сценок, акробаты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
    Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свое представление.


АРХИТЕКТУРА РУСИ XI- XII ВЕКА


КИЕВ

НОВГОРОД

ВЛАДИМИР


ЛИТЕРАТУРА



РОССИЯ XV-XVI ВВ.

КУЛЬТУРА


ЖИВОПИСЬ


В XIV веке в Новгороде и москве работал замечательный мастер-иконописец - Феофан Грек, приехавший из Византии.

- Церкви Спаса на Ильине улице;

- Иконы Благовещенского собора в Москве (совместно с Рублевым);

- Церковь Рождества Богородицы.

 

Работы Феофана Грека


Андрей Рублев  жил на рубеже XIV-XV веков. Его творчество было вдохновлено победой на Куликовом поле,экономическим подъемом Московского княжества.

 - "Троица Ветхозаветная"

- фрески Успенского собора во Владимире

- фрески Троицкого собора в Троице-Сергиеской лавре

 

Работы Рублева


Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва.

Его работы украсили стены Феропонтова монастыря и Иосифо-Волоколамского монастыря.

 

РАБОТЫ ДИОНИСИЯ

 


ЛИТЕРАТУРА


АРХИТЕКТУРА


Соборы Московского Кремля


Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор

Архангельский собор Московского Кремля - построен в 1505 -1508 гг. Алевизом Новым на месте древней белокаменной Архангельской церкви (1333), служившей усыпальницей московских князей. Захоронения продолжались и в новом соборе.
Несмотря на то, что А. с. - это храм-мавзолей, нет в его облике ничего мрачного.  Наиболее примечательной частью росписи А.с. является уникальная «портретная галерея», состоящая из более 60 условных «подобий» реальных исторических лиц: изображения великих и удельных московских князей, начиная с Ивана Калиты, похороненных в соборе (за исключением Василия Ш) расположены в нижнем поясе южной, западной и северной стен; донатор собора Великий князь Василий III представлен на самом почетном месте — на северо-западном столпе напротив главного входа в храм; на других столпах помещены фигуры древних правителей Владимиро-Суздалъской и Киевской Руси. Среди изображений ближайших предков московских великих князей — «портрет» византийского императора Михаила Палеолога. 
В А.с. стоят 46 княжеских гробниц. В 1636 — 1637 гг. все древние надгробия были заменены новыми, выложенными из кирпича, с резными белокаменными стенками; в 1903 г. их покрыли бронзовыми футлярами.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля — построен в 1484 — 1489 гг. псковскими мастерами на месте храма начала XV в. и на подклете старого собора XIV в. Был придворным храмом великого князя; соединялся переходами с княжескими хоромами, а позднее — с вновь выстроенным дворцом. 
В 1508 г. собор был расписан сыном Дионисия Феодосием.

Успенский собор Московского кремля

Успенский собор Московского кремля

УСПЕНСКИЙ СОБОР МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ — одно из первых монументальных зданий Москвы. В 1326 — 1327 гг. сооружен как небольшой трехапсидный одноглавый храм. При Иване III в 1475 — 1479 гг. был отстроен заново, став центральным собором Кремля и главным храмом государства, предназначенным для важнейших государственных церемоний — «венчания» на царство.

Зодчий Аристотель Фиораванти сконструировал такой же пятиглавый храм с позакомарным покрытием и аркатурно-колончатым поясом, отличающийся, однако, от своего прототипа принципиально иным архитектурно-планировочным решением, новой технологией строительства.