Теоретические основы педагогической технологии

Мастерские отличает глубокая интеграция педагогики, философии, психологии, риторики и режиссуры, что позволяет говорить о принципиально новом подходе к образованию в школе. Проблематика мастерских актуализирует различные аспекты образовательных ситуаций, способствует самоопределению участников, их личностному росту.

Важна установка на то, что все способны, что позволяет использовать технологию «французских» мастерских при освоении любой предметной области. Приобретение знаний и умений происходит ненавязчиво, человек учится осознавать себя в деятельности. До 96% опрошенных нами учащихся положительно относятся к проведению уроков в форме мастерской, т.к. происходит раскрытие их индивидуальности, является широким пространством для деятельности и развития творческого потенциала личности. 

Материалы по мастерской (обществознание 10 класс)

Скачать
Описание технологии
Фр. мастерские мое.doc
Microsoft Word документ 58.5 KB
Скачать
конспект соц нормы 10.doc
Microsoft Word документ 48.0 KB
Скачать
нормы.doc
Microsoft Word документ 28.0 KB
Скачать
социальные нормы кейс.doc
Microsoft Word документ 132.0 KB

Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП


    Приёмы групповой познавательной активности всегда вызывают затруднения в реализации. Помимо сложности управления учебными группами, сопровождения их творческого поиска, накладываются возрастные особенности, специфика учебного предмета и т.д.

    Приём ШЕСТЬ ШЛЯП 

привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс. Мы распределяем различные способы мышления по соответствующим шляпам.

 

  Автор этого приёма – известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно, написавший ряд бестселлеров, один из которых, “Научите себя думать”, широко известен в нашей стране.

 Учёный обратил внимание, что наши трудности при решении умственных задач обусловлены целым рядом причин.

 

Шесть шляп – это шесть способов мышления.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.


Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.

Главное для учителя – создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

Действительно, любое событие, явление многообразно, противоречиво. И вряд ли стоит оценивать его однозначно. Но в то же время важно помочь ученикам не запутаться. Э. де Боно сравнил свой приём с цветной печатью, где представлены всего четыре основных цвета, но и в итоге мы получаем огромное цветовое многообразие.

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП позволяет сфокусироваться на одном из способов мышления. Максимально продуктивно погрузиться, поработать, прийти к конкретным выводам.

К сожалению, из встреченных, весьма редких примеров использования данного приёма в школе не могу согласиться ни с одной его импровизацией.

Любой учебный процесс должен быть управляемым. Чётко должно быть определено место учителя, его возможность вовремя вносить коррективы в работу учебных групп.

На мой взгляд, учитывая, как правило, большой объём изучаемого материала, каждой из “шляп”, т.е. способа мышления, можно определить одну из учебных групп. А затем приступить к дискуссии по результатам работы в группах.

 

 

 

 

Из практики.

Урок отечественной истории. Разбираем с учениками события 1 марта 1881 года, т.е. убийство царя Александра II.

Поднимаем вопрос, который действительно обсуждался в российском обществе: что делать с террористами-убийцами?

Разбил класс на группы. Задания группам:

Первая группа: Найдите убедительные аргументы для обоснования смертного приговора заговорщикам.

Вторая группа: Обоснуйте свои доводы в защиту террористов. “Казнить нельзя!”

Третья группа: Представьте себя в роли царского правительства. Сформулируйте, какие необходимо принять меры для нормализации обстановки в России того времени.

Четвёртая группа: Представьте, как могли повести повести себя члены царской фамилии. Как бы вы реагировали на их месте.

Пятая группаВы – пессимисты. Докажите, что ни казнь, ни, наоборот, оправдание убийц царя, ничего фактически не изменят.

Шестая группа. Эксперты. Этой группе предоставлен пакет “эксклюзивной” информации. Ученики  знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей, энциклопедий, справочников.

Дано задание:  Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения смоделировать политическую ситуацию 1881 года? Какие на деле были приняты меры в России?

Учитель в ходе обсуждения подходит к каждой из групп, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений. Только направляет дискуссию.

Как видим, историческое событие мы попытались оценить и с нравственной стороны.

На следующем этапе урока каждая из групп докладывает о результатах своего обсуждения. Участникам других групп разрешается возражать, задавать вопросы.

Разумеется, важно подвести итоги дискуссии. Вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою гражданскую позицию.

Думаю, каждый из учителей-предметников может найти свой вариант использования ШЕСТИ ШЛЯП. К примеру, учитель физики при изучении проблем атомной энергетики, учитель биологии о проблемах генной инженерии и т.д.

Готов к публикации таких примеров из различных предметных областей.